Меню
12:33, 14 февраля 2018

Члены Общественного совета по строительству Крымского моста обсудили вопросы сохранения культурного наследия

 

В Керчи прошло заседание Общественного совета по строительству Крымского моста. Его участники – ученые, экологи, историки, журналисты, представители бизнеса, спортсмены, деятели культуры и искусства – обсудили вопросы сохранения культурного наследия по проекту строительства масштабного инфраструктурного объекта. На этой встрече мостостроители совместно с археологами и сотрудниками музеев подвели предварительные итоги общей работы, которая началась в 2014 году. Об этом сообщил  инфоцентр «Крымский мост».

«Мост строится в регионе с уникальной историей. Вопрос сохранения культурного наследия был одним из ключевых еще на этапе предпроектных изысканий, а затем – при разработке проекта, — рассказал на заседании Роман Новиков, начальник ФКУ Упрдор «Тамань». – Важно было запроектировать объект, не затрагивая исторические памятники, а все, что может попасть в зону будущей стройки, исследовать и сохранить для потомков. Для решения этих задач были привлечены ведущие в России научные и специализированные организации. Более тысячи специалистов подключились к работе».

За три года с момента начала реализации проекта Крымского моста и подходов к нему по берегам Керченского пролива общая площадь археологических раскопок превысила 56 гектаров, а количество находок достигло одного миллиона. Из них более 100 тысяч артефактов, представляющие научную ценность, поэтапно передаются в фонды Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника и Таманского музейного комплекса. Основной объем исследований пришелся на участки авто- и железных дорог – подходов к мосту со стороны Тамани и Крыма, где были выявлены десятки объектов культурного наследия.

«Трассы подходов к Крымскому мосту проходят по значительным площадям суши. Строится более 100 км новых автомобильных и железных дорог. Масштаб этих работ позволил археологически изучить десятки гектаров культурного слоя разных эпох, — рассказал на заседании Алексей Кияшко, профессор кафедры археологии и истории древнего мира Южного федерального университета. – Исследованы поселенческие и погребальные комплексы майкопской археологической культуры IV тысячелетия до нашей эры, впервые на Тамани открыты и раскопаны постройки позднего бронзового века II тысячелетия до нашей эры. Новым этапом античной археологии полуострова стало исследование сельской округи городов Фанагории и Гермонассы: загородных усадеб, некрополей, дорог, колодцев. Получены масштабные коллекции находок времен Хазарского каганата и Тмутараканского княжества, а также данные к этнокультурной карте Тамани в Новое время (XVI-XVIII века). На основе полученных материалов уже готовится несколько кандидатских диссертаций, будут написаны учебники по истории и археологии юга России, научно-популярные издания. Новые коллекции украсят экспозиции музеев и послужат основой роста туристской привлекательности региона».

Участникам Общественного совета показали находки, которые уже переданы музею и включены в экспозицию. Среди них артефакт, претендующий на уникальность, – это фрагмент терракотовой скульптуры в форме головы мужчины. Он был найден во время подводных раскопок на крупном скоплении древней керамики в районе строительства моста. Предполагается, что это изображение древнегреческого божества, выполненное в виде бюста или статуи в Малой Азии в V веке до нашей эры.

«Керченский пролив и его берега – место уникальное. Здесь было Боспорское царство, Хазарский каганат, древнерусская Тмутаракань. И каждый народ оставил частицу своей культуры. Очень важно, что строители знают и уважают эту историю и несмотря на жесткие сроки и графики дают возможность археологам выполнять свою работу: начинают осваивать очередной участок только после того, как на нем завершатся археологические раскопки», — рассказал председатель Совета тележурналист Николай Долгачев.

«Под каждой будущей опорой Крымского моста велись основательные археологические работы и найдены тысячи артефактов, которые уже заняли достойное место в музейной экспозиции. Одна из уникальнейших находок — это терракотовая голова из синопской глины. Я нисколько не сомневаюсь, что это одно из открытий века, и мы являемся свидетелями этого прекрасного явления, — сказала Лариса Вербицкая, член Общественного Совета по строительству Крымского моста, заслуженная артистка России.

В ходе поездки на стройплощадку участникам Совета показали участок, на котором Крымский мост плавно поворачивает у мыса Ак-Бурун. При разработке проекта моста инженеры учитывали значимость расположенного на мысе памятника истории и фортификации второй половины XIX века – Керченской крепости: дорога огибает южный форпост и не затрагивает его укрепления.

«В результате совместной работы группы экспертов, ученых, инженеров и строителей удалось выбрать оптимальный вариант прохождения трассы моста не только вне ядра крепости, но и за передовыми сооружениями, которые находятся на большем удалении от центральной группы построек форпоста. Таким образом сохранили объект культурного наследия, и теперь у него есть своя перспектива развития, о которой мы сейчас заботимся», — рассказал член Совета, начальник отдела «Керченская крепость» Восточно-Крымского музея-заповедника Юрий Белик.

«Строители, как мы знаем, только после того, как археологи полностью отработают участок, только тогда начинают там работать, это действительно так и на этот момент уже более миллиона находок, как минимум, десятая часть из которых представляет действительно высокую научную ценность. Часть из них будет выставляться здесь, часть из них уже находится здесь в Керчи, другая часть будет выставляться в других музеях России, в том числе Общественный совет будет вырабатывать предложения по тому как использовать эти находки, которые действительно уникальны, которые показывают богатство истории, богатство культуры этого региона, уходящие в глубь веков. Сохранение этого культурного наследия – одна из важнейших задач в рамках этого большого проекта, который создается сейчас – соединяя кубанский и крымский берега, которые сейчас являются для всей страны большой стройкой, действительно важной для каждого россиянина» , — поделился  председатель Общественного совета по строительству Крымского моста, журналист Николай Долгачев.

Перед началом строительства Крымского моста и подходов к нему на морских и сухопутных участках была проведена масштабная археологическая разведка. Это водолазное обследование дна, пробные раскопы, геоакустическая и геомагнитная съемка на площади более 500 га. К этой работе строители привлекли сразу несколько экспедиций под руководством ведущих российских ученых, среди которых представители разных институтов РАН. Общий объем археологических работ охватил более 56 га, а количество находок уже превысило миллион штук. Из них более 100 тысяч находок, представляющие научную ценность, поэтапно передаются в фонды Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника и Таманского музейного комплекса. Некоторые артефакты уже включены в музейные экспозиции. Это крупнейшие научно-исследовательские археологические работы, которые когда-либо проводились в России.

В ходе подготовки территории к стройке автоподхода к мосту со стороны Крыма на окраине Керчи был исследован курган – могильный холм с погребениями. На стенах склепа археологи обнаружили древнюю штукатурку с рисунками, выполненными углем и охрой. На одном из них изображена сцена сражения всадников. Предполагается, что сарматы – кочевники племен VII–V веков до нашей эры – проникли в склеп античных времен и нанесли на стены свои рисунки. Для их изучения на место раскопок были приглашены реставраторы Эрмитажа, специалисты Института археологии РАН, Восточно-Крымского музея-заповедника. Им удалось закрепить хрупкую штукатурку, а также извлечь фрагменты стен с рисунками и направить их на реставрацию и дальнейшее изучение в лабораторию Керчи. По словам ученых, найденные рисунки позволят глубже изучить историю кочевых народов на Крымском полуострове.

«Был открыт склеп, типовой склеп IV века до нашей эры, античный, с уступчатым перекрытием. На квадрах уступчатого перекрытия этого склепа были выявлены загадочные рисунки. Мы видим плиты, которые были выпилены со стен склепа. Таким образом, мы сохранили замечательного качества двухслойную штукатурку, по которой нанесены изображения всадников, которые мчатся во весь опор с развевающимися штандартами. Навстречу им несется вражеская конница. Это батальная сцена. В V–VII веках нашей эры местные варвары, условно назовем их сарматами, проникли в погребальную камеру и, воодушевившись росписями, которые когда-то украшали стены этого склепа, нанесли свои рисунки. Выполнены они в простой примитивной манере – углем и охрой, которую они добывали из погребальной тризны. Доставали из костра уголь, охру и таким образом начертали на камне такие загадочные рисунки. Находка, несомненно, исключительной важности потому, что об античной истории культуры Боспора сохранилось довольно много свидетельств, а по поводу истории кочевых народов очень мало данных, артефактов. Как правило, это вот такие вещественные, материальные свидетельства, которые мы сегодня с вами наблюдаем», — рассказала заведующая отделом «Лапидарий» Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника Нина Кучеревская.

В ходе подготовки территории к стройке автоподхода к мосту со стороны Тамани были найдены многочисленные украшения: серьги, бусы, перстни, браслеты, датированные XVII-XVIII веками до нашей эры. В числе интересных – гемма из горного хрусталя. Предполагается, что на ней изображена богиня любви и красоты Афродита.

Крымский мост не затрагивает уникальный памятник истории и фортификации второй половины XIX века – Керченскую крепость. При разработке инфраструктурного проекта инженеры учитывали значимость южного форпоста, поэтому мост плавно поворачивает, огибая мыс Ак-Бурун с крепостью.

Сегодня Керченская крепость является памятником федерального значения и уникальным образцом военно-инженерного искусства второй половины XIX века. Она входит в состав Восточно-Крымского музея-заповедника. Некоторые объекты – форт Тотлебен, Виленский люнет, Ак-Бурунские сооружения – открыты для показа.

За всю свою историю – это 160 лет – крепость ни разу не реставрировалась.

«Керченская крепость – это гигантский комплекс, занимающий площадь в несколько сотен гектаров, расположенный в наиболее благоприятном месте. Но в результате работы экспертной группы вместе с инженерами, строителями моста удалось передвинуть трассу моста, магистраль, которая идет через Керченский пролив, в сторону не только от ядра крепости, которое само по себе уникально, но и даже за ряд передовых сооружений, которые находятся на большем удалении от центральной группы построек Керченской крепости. В итоге нужно признать, что таким образом сохранили объект культурного наследия и у него теперь есть своя перспектива развития, о которой мы сейчас, естественно, заботимся», — поделился начальник отдела «Керченская крепость» Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника Юрий Белик.

Стройка Крымского моста перешагнула очередной годовой рубеж. В феврале 2016 года началось погружение первых свай. Спустя два года – к февралю 2018 года – построены основные конструктивы автодорожной части моста: погружены сваи, сформированы опоры, установлены пролетные строения. До декабря – сдача объекта по графику – строителям предстоит завершить асфальтирование дороги и обустроить проезжую часть. Более чем наполовину выполнены работы по ключевым элементам железнодорожной части сооружения. Сваи погружены на 95 %, сформировано более 190 из 307 опор, собрано более 40 тысяч из 160 тысяч тонн металлоконструкций пролетных строений. В текущем году мостоотряды активно осваивают морские участки строительства железной дороги: на одном из них уже выполняется надвижка пролетов над акваторией.

 

 

Загрузить ещё