История одного дома: Дом Дмитрия Кириякова в Кореизе
А вы знали, что в историческом центре Кореиза (Севастопольское шоссе 13) находится непримечательное на первый взгляд старинное здание, которое удивляет предпринимательской духовной и патриотической историей. Из поколения в поколение семье домовладельцев — Кирияковых, принадлежали дома в центре посёлка построенные из тёсаного камня. Корреспондент Крымского информационного агентства узнал удивительные подробности прошлого здания уже с более чем вековой историей.
Этой семье принадлежало сразу несколько домов, сегодня они располагаются на Севастопольском шоссе 13, 15 и 17. Предки Кирияковых были греками, сама фамилия первоначально звучала как Кирьякиди, но со временем претерпела изменения. В своих домах Кирияковы сдавали квартиры внаём, содержали небольшие магазинчики и кофейню, рассказал доктор исторических наук Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского Олег Романько.
Ещё один интересный момент, что родственники Кирияковых – Музалёвы жили в здании, где сейчас находится СЭС (по адресу- Севастопольское шоссе, 25).
«До революции дом был разделён на несколько квартир, в одной из них жил с семьёй Фёдор Панкратьевич Музалёв. Родом из Курской губернии, был привезён в Крым, для работы на строительстве имений. Позже он стал звонарём и одновременно сторожем в храме Вознесения Христова», — уточнил историк.
А вот родственниками Музалёвых были участники партизанского подполья в годы ВОВ. Известная своими подвигами семья Горемыкиных, чьё имя носит одна из улиц Кореиза, жила неподалёку по улице Севастопольское шоссе, 32. Их дом стал явочной квартирой для партизан, подпольщиков и их связных.
«Гавриил Иванович проживал вместе с женой Елизаветой Фёдоровной и дочерью Лидией. У Горемыкиных было ещё двое сыновей. Один сын погиб на фронте, когда началась война, а со вторым Гавриил Иванович отправился в горы, они сражались с фашистами в состав Ялтинского партизанского отряда. Изредка, по заданию командования, Гавриил Иванович приходил из леса домой. Но нашёлся предатель, который выдал Горемыкиных. Федор Петрович Музалёв, позже вспоминал, что, когда семью Горемыкиных приехали ночью арестовывать гестаповцы, Лида успела занести Музалёвым швейную машинку и передать слова отца: «Оставьте пока машинку у себя, ведь это наша кормилица (Елизавета Фёдоровна была швеёй). Если нас отпустят, мы её заберём, если нет-будет о нас на память», — уточнил историк.
Семью Горемыкиных повесили на ялтинской набережной 7 января 1942 года, у каждого на груди была табличка с надписью «За связь с партизанами». Музалёвы до сих пор хранят как семейную реликвию швейную машинку, которую принесла им в ту роковую ночь Лида Горемыкина.