Меню
18:11, 21 октября 2016

Командир крымского ОМОНа: «Нельзя 8 часов в сутки быть спецназовцем, а остальные 16 – обычным человеком»

 

Эти люди рискуют ежедневно. И если в кино работа спецназа выглядит как захватывающий экшн, то в жизни это часто необходимость молниеносных и, главное, правильных решений. О работе крымских суперменов Крымскому информационному агентству рассказал командир крымского ОМОНа «Беркут» подполковник полиции Сергей Шиханов.

– Сергей Геннадьевич, как вы проводите свободное время?

– Я- самый обычный человек, люблю и в море искупаться, и воздухом подышать на берегу, шашлычки пожарить. Играю в футбол, на велосипеде езжу, боксом заниматься люблю, играю в нарды. Ещё очень люблю читать. Что касается чтения, то каких-то конкретных предпочтений нет, читаю разную литературу. Но знаете, бывает так, что какие-то произведения открываешь для себя каждый раз по-новому. Вот, например, прочитать «Тихий Дон» в 15 лет – это одно, а в 30 ты открываешь его для себя совершенно с новой стороны. В принципе, спецназовцы – это ведь обычные люди.

Люблю смотреть фильмы про спецназ. Боевики тоже смотрю, когда есть время, в том числе, естественно, оцениваю игру актёров. Безусловно, многие трюки – это зрелищная постановка, чаще всего в реальной жизни они попросту невозможны. Иногда смотрю кино, где в художественной форме показывают работу спецназа. В отдельных случаях понимаешь, что сцены переиграны. Но, надо отдать должное, к фильмам последних лет создатели кинолент подходят очень скрупулёзно и ответственно, режиссёры стали консультироваться со специалистами. В последние годы стали снимать фильмы о реальных событиях, и сами эти фильмы очень реалистичны.

– Учитывая специфику работы, наверняка и отдых у вас специфический. Всегда нужно быть в курсе всего, держать на контроле ситуацию.

– Мы постоянно беседуем с ребятами, которые приходят к нам на службу. Вы знаете, спецподразделение – это образ жизни навсегда. Понимаете, нельзя быть 8 часов в сутки спецназовцем, а после этого 16 часов быть обычным человеком. Да, можно снять форму, но навыки, которые ты получаешь здесь, мышление… они остаются с тобой навсегда, этого не изменить. Ты уже весь заточен под это. Кстати, таких ярких примеров очень много. Некоторые ребята задерживают дебоширов в маршрутках, возвращаясь домой с работы. Были случаи, когда бойцы, находясь на отдыхе, в отпуске, задерживают и вооружённых преступников, людей в нетрезвом состоянии, которые могут газовый пистолет вытащить или драку затеять. Да, задерживают, передают сотрудникам полиции, докладывают об этом. Вот такие случаи не единичны. И таких ребят мы поощряем и считаем, что это абсолютно нормально и правильно.

– Расскажите, пожалуйста, о функциях ОМОНа.

– Отряд мобильный особого назначения, а именно так расшифровывается аббревиатура ОМОН, предназначен для поддержания порядка и безопасности в стране. Соответственно, отрядов на каждый регион много, каждый на своей определённой территории закреплён. У каждого есть своя конкретная задача при обеспечении порядка и безопасности как при проведении массовых мероприятий, так и при выполнении определённых задач при пресечении тех или иных правонарушений, борьбе с преступностью. По Крыму у нас единое подразделение – ОМОН «Беркут» в РК, филиалы отряда есть в различных населённых пунктах.

– Кто может стать спецназовцем?

– Очень много говорят о каких-то физических качествах: что нужно уметь стрелять, бегать и так далее. Да, это действительно важно, это неотъемлемая составляющая нашей работы. Но самое главное качество, на которое мы обращаем внимание, когда набираем бойцов, – это выдержка, умение принять правильное, взвешенное, целенаправленное и юридически правильное решение. Уметь думать – вот это самое главное. Первое, это конечно выдержка, а всё остальное – мы научим и покажем, тем более тренировки проходят у нас регулярно. Совершенствоваться надо постоянно.

– Возраст сотрудников, которых вы принимаете в свои ряды?

– Это ребята до 35 лет, отслужившие в армии. У нас есть требование – наивысшая группа здоровья. Ребята проходят достаточно жёсткий медицинский и психологический отбор. Я остановился на выдержке ранее – это относится ещё и к психологической выдержке, что тоже немаловажно. Очень важно для спецназовца иметь крепкие нервы и здоровую психику. А ещё, знаете, есть такой грех – гордыня, так вот таких людей мы при проведении психологических тестов сразу отметаем. Те, кто идут в ОМОН для того, чтобы просто надеть красивую форму и покрасоваться, ни в коем случае к нам на службу не попадут. К нам приходят работать только психологически зрелые, адекватные люди.

– А как вы находите кандидатов? Объявляете набор или сами приходят?

– Мы идём и в том и в другом направлении. Мы открытая организация и рады принимать молодых людей на службу. Мы часто работаем и на массовых мероприятиях, и люди видят – вот работает ОМОН. Часто приходят сами, мы участвуем в ярмарке вакансий. Это абсолютно нормальная практика. Некоторые люди, отслужившие в армии, и те, кто на хорошем счету, тоже приходят к нам на службу, иногда делаем индивидуальные предложения вступить в наши ряды. Если честно, то за последние два года количество желающих служить в наших рядах возросло. Молодыми людьми движет чувство патриотизма, чувство справедливости, стремление защищать свою страну. Во-вторых, к нам идут те, кто хочет самореализоваться. У меня в подразделении очень много ребят, которые являются профессиональными спортсменами, причём с мировым уровнем. Например, у нас есть водитель – чемпион мира по велотреку, который завершил свою спортивную карьеру и реализует сейчас себя в ОМОНе, причём не один год.

– Где и как тренируются ваши ребята?

– У нас есть профессиональные виды спорта, по которым мы сдаём нормативы, и навыки в которых мы постоянно совершенствуем. Есть беговая нагрузка, скоростные нормативы, и здесь приветствуется всё, начиная от бега, заканчивая футболом. Тренируем силу и выносливость, ведь нам приходится и тяжёлое вооружение, и бронежилеты носить.

Но главную роль здесь играет рукопашный бой, и не отдельный какой-то вид – бокс или борьбе, карате, а именно рукопашный бой. Ничего эффективнее для задержания преступников ещё не придумали.
А бойцы у нас занимаются совершенно разными видами спорта. Я могу сказать, что они совершенствуются и в велоспорте, многие бегают достаточно профессионально на марафонах, очень много ребят – профессиональные боксёры или борцы, и они свои увлечения не бросают, грамотно применяя их в работе. У нас есть даже сборная команда по футболу, которая показывает достаточно неплохие результаты в составе команды МВД. Мы соревнуемся периодически с различными силовыми подразделениями и пока никому не проиграли. Но хвастаться, у кого выиграли, не буду (смеётся). Честно сказать, я даже не знаю, какого вида спорта у нас нет. Даже настольный теннис.

– Шахматы?

– Шахматы тоже есть, умеем (улыбается).

– А вы сами каким видом спорта занимаетесь?

– Я в большей степени в последнее время занимаюсь рукопашным боем, но в прошлом достаточно профессионально занимался боксом, выступал. Естественно, в своём возрасте, в своей весовой категории. Наверное, это увлечение в какой-то степени осталось на всю жизнь.

– С чего у ребят начинается утро?

– Утро начинается с тренировки. После этого происходит постановка задач на день. Огромное количество времени мы уделяем огневой подготовке. Это выезды на полигоны, стрельба в тире. По стрельбе у нас в том числе сдают зачёты, которые, скажу я вам, даже более жёсткие, чем по физической подготовке. Каждый боец у нас минимум раз в неделю сдаёт зачёт, контрольный у нас проходит раз в месяц, а итоговый – раз в полгода. В зачёт входят все элементы, связанные не только с физической подготовкой, но проверяются ещё и знания законодательной и нормативной базы, по которым ребята работают, знание истории. Целый комплекс предметов, по которым ребята каждый день учатся. Тем более с учетом изменений в законодательстве. Также отряд должен быть готов оперативно и чётко выполнить поставленную задачу в любой точке Российской Федерации.

– Девушки у вас ведь тоже есть на службе?

– Да, есть и девушки в ОМОНе. Они тоже сдают зачёты – такое требование здесь для всех. Единственное, что у них для сдачи зачётов есть свои нормативы. Есть в канцелярии девушки. А ещё у нас есть девушка-снайпер. Она была чемпионом Европы по стрельбе. Сейчас за ней закреплена снайперская винтовка. Кстати, она у нас ездила на курсы повышения квалификации и привезла отличные оценки. Для снайпера неважно, девочка ты или мальчик. Мы подбираем работу для каждого сотрудника индивидуально, с учётом его способностей и возможностей. Если ты можешь качественно выполнять работу, то не имеет значения, какого ты пола, даже в ОМОНе.

– Как часто приходится поднимать состав по тревоге?

– Всё зависит от выполняемых задач. Подъём бывает двух видов – учебный и боевой. Один из последних подъёмов по тревоге – это недавние события в Республике Крым, которые получили значительный общественный резонанс. А по обстановке, вы ведь сами видите, что спокойно ходите по улицам. В какой-то степени, конечно, это и наша заслуга (смеётся). Но мы стараемся какие-то моменты не афишировать, мы ведь не артисты, на обложки глянцевых журналов мы не стремимся. Главное, чтоб было спокойно жителям Крыма.

– Подъём по тревоге может быть в любое время суток вне зависимости от отпуска, отдыха?

– Да. Эта система уже давно отработана. Личный состав готов 24 часа в сутки в любое время года к выполнению поставленных задач. Так что крымчане могут спать спокойно – мы всегда на посту.

– Расскажите подробнее о техническом оснащении ОМОНа. Можно ли сказать, что имеющейся боевой техники достаточно, чтобы отряд был боеспособным?

– Могу сказать, что о боеспособности отряда вопрос вообще не стоит – мы абсолютно боеспособны. Вооружение довольно часто поступает. Другой вопрос, что задачи всегда разные. В одной операции необходимо бесшумное оружие, в другой – более тяжёлое, пулемёты, в третьей может быть достаточно наручников и резиновой палки. А иногда противнику достаточно только увидеть нашу форму и понять, что работает ОМОН. То есть мы оружие используем разное при выполнении разных задач. Но при выполнении каждой конкретной задачи самое главное, повторюсь, уметь думать и принимать взвешенные решения в зависимости от меняющейся обстановки и ситуации. Оценивается противник, принимается решение, что необходимо при себе иметь. Но нужно понимать, что, когда сотрудник применяет оружие или приёмы рукопашного боя, мы всегда отчитываемся перед нашим государством, что мы его правомерно применили. Мы всегда очень серьёзно и ответственно подходим к этим моментам.

– А были непредвиденные ситуации? Допустим, бойцы рассчитывали на одно развитие ситуации, а она резко меняется, и нужно принимать быстрое, но взвешенное решение.

– Мы всегда предусматриваем какой-то минимум вооружения. А непредвиденные ситуации, конечно, бывают. Когда приходится переключаться. Но опять же – у нас разработан целый комплекс мер, минимизирующих такие риски, в том числе и для наших бойцов. Все ситуации мы прогнозируем и рассчитываем.

– Если говорить о развитии ОМОНа и силовых структур в Крыму, можно ли сказать, что за счёт профессионализма сотрудников ситуация в Крыму улучшается?

– Я, как и все люди, иногда езжу в выходной погулять на набережной у моря. Люди спокойно отдыхают, гуляют целыми семьями. И, наверное, это самый важный показатель того, что порядок в Крыму обеспечен.

– Как родные относятся к вашей работе?

– Вы знаете, они, наверное, смирились уже (смеётся). Конечно, положительно относятся, гордятся. Понимают, что приходится очень много времени отдавать работе. Мои близкие стараются обеспечить мне надёжный тыл.

– Как вы поняли, что хотите связать свою жизнь именно с этой профессией?

– Я в определённом возрасте довольно серьёзно занимался боксом и собирался поступать в педагогический университет, чтобы стать тренером. И вот чисто случайно я попал на выпуск офицеров Саратовского военного института внутренних войск. Они были в начищенных до блеска хромовых сапогах, высокие все, как на подбор, ладные. А после этого было выступление «краповых беретов», спецподразделения. За это короткое выступление в пять минут я принял решение, забрал документы из университета и подал их на обучение в спецназ. Мне было тогда 17 лет. К своему счастью, я прошёл все вступительные экзамены, тесты, учился пять лет. Первое моё место работы – восьмой отряд спецназа «Русь».

Особого желания сменить род деятельности у меня практически не возникало. Правда, я 4 года был на пенсии, и за это время понял, что весь потенциал я ещё не выработал, могу принести пользу стране, и решил восстановиться на службе.

– Было ли вам когда-нибудь страшно?

– Какой-то элемент страха есть при выполнении любой боевой задачи, поверьте, я даже не буду этого скрывать. И тот, кто говорит, что никогда никого не боится, просто говорит неправду. Другой вопрос – можешь ли ты обуздать свой страх и направить его в определённое русло.

– В вашей жизни была практика участия в боевых действиях?

– Да, была. Естественно, по роду деятельности я принимал участие в ликвидации бандгрупп и так далее. Я не стану уточнять, каких именно. Я только скажу, что их было порядка десяти. У меня два ранения. Есть ордена за мужество и за отвагу. Это разные задачи, разные регионы, и выполнение задач было в разные годы. Были и резонансные.

– Приходилось терять друзей?

– Да, приходилось. К сожалению, из моего выпуска много ребят, которые ушли из жизни в достаточно молодом возрасте и из-за ранений, контузий, кто-то в боевых действиях погиб. Был случай, когда мы уже были старшими лейтенантами, мы встретились с товарищем. Это была очень радостная встреча, мы полтора часа поговорили, а через четыре месяца он погиб. Посмертно награждён орденом Мужества.

– Самые яркие эпизоды в вашей деятельности?

– Их очень много. Но несколько моментов останутся в моей памяти на всю жизнь. Один такой случай имел место после определённых событий – это встреча с Президентом России. Она была достаточно короткой, но эта была индивидуальная беседа, которая врезалась в память навсегда. Могу сказать, что наши руководители мудрые и поистине уникальные люди. Это внутреннее благородство, оно во время общения с такими людьми передаётся. Манера общения, подход, спокойствие и невозмутимость. Уже прошло больше десяти лет со времени той беседы, но я отчётливо помню каждый момент.

Второе яркое событие – это когда мы в составе группы обеспечивали безопасность на Олимпиаде в Сочи. Там чувствовалась гордость за страну, сплочённость, сила, мощь страны. Это тоже навсегда.

– 3 октября вы отмечали профессиональный праздник. Что бы вы пожелали своим коллегам?

– Каждого из ребят я искренне благодарю за службу, каждодневно сопряжённую с опасностью и риском для жизни. Благодарю за полную самоотдачу, профессионализм и честность. Пусть у каждого из нас будет надёжный, крепкий тыл, семья, близкие люди, которые каждый день провожают нас на службу, гордятся нами и любят нас. А самой лучшей оценкой нашей работы является мнение людей, простых крымчан, которые сегодня спокойно могут гулять по улицам и растить детей, не боясь за свою жизнь. Люди верят нам, и это для нас самое главное.

– Как вам Крым? Вы здесь второй год.

– То, что Крым – это уникальное место, даже не стоит обсуждать. Покажите мне место, где различные климатические зоны, растения, животные расположены на одной, достаточно небольшой территории. Я сейчас наблюдаю за тем, как ведутся масштабные работы на полуострове в направлении социального уровня, инфраструктурного. У Крыма огромный потенциал.

 

 

 

Загрузить ещё