09:16, 21 марта 2025
Нужно ли вводить в школах оценку за поведение, - мнение педагога

Замечание, запись в дневнике, пожаловаться родителю – только одна из мер. Да, все это можно, но это точно не повышает мотивацию ребёнка к учёбе. Опытному педагогу достаточно взгляда, чтобы ребенок понял, что допустил ошибку в поведении. А что делать молодым педагогам и тем, у кого есть проблемы с дисциплиной в классе?
В этом плане, по мнению специалиста, на помощь учителю может выступить оценка за поведение, которая и станет своего рода стимулом для ребенка, а также средством сдерживания от негативного поведения.
«Отсутствие самоограничения или социальных рамок поведения приводит к необратимым последствиям. С точки зрения педагогики, безнаказанность – это безразличие и бездействие взрослых, обязанных противодействовать злу, нарушению правил и норм поведения ребенка. Наказание, как и поощрение – это методы воспитания, стимулирования и мотивации ребенка», - поясняет Скоробогатова.
Например, в советской системе образования была отметка за поведение. И если ребенок вдруг вел себя в разрез с принятыми нормами, это обсуждалось и осуждалось коллективом, а оценка заносилась в табель и дневник.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Более 90% крымских школьников допущены к итоговой аттестации
«При одинаковых оценках по предметам ученик с хорошим поведением получал преимущества в общественных, конкурсных и праздничных мероприятиях, а также при поступлении в университеты. Кстати, у учителя было значительно больше прав в методах наказания. И трудно сказать, что поведение детей в школе было хуже или хотя бы таким же, как сейчас», - говорит эксперт.
Однако, есть и другая сторона медали, методика в неопытных руках может запугать ребенка, что может привести к негативным последствиям. Например, спровоцировать травлю или неуважительное отношение и даже отвращение к учителю, к его предмету и к школе в целом.
«Сейчас в школах нередко можно встретить, когда учитель занижает оценку по предмету из-за плохого поведения ребенка, никак не связанного с уровнем его знаний. Педагог может оценивать только то, чему учил и научил ученика, воспитывал и воспитал в ученике. Таким образом, сначала учителю необходимо оценить свою деятельность в учении и воспитании, а следом уже оценивать результат своей деятельности в ученике. Важно, чтобы учитель понимал с какой целью вообще ставится любая оценка», - считает Скоробогатова.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Итоговую аттестацию досрочно сдадут 18 крымских школьников
Она отмечает, что вседозволенность и безнаказанность, полная свобода действий и отсутствие ответной реакции может привести к тому, что человек перестанет контролировать свое поведение. Это всегда работает в обе стороны, как со взрослым, так и ребёнком.
Каждый учитель знает, что дисциплина в классе – это основа организации учебного процесса, условие и результат воспитания и учения. А если урок стал не понятен или скучным, то и с оценкой за поведение ученик будет нарушать дисциплину. Кому в таком случае ставить «неуд» за поведение?
«В любом случае оценка за поведение требует беспристрастности от педагога, а допускать субъективного подхода и унижения ребенка, возможности таким образом расправы с дерзким учеником нельзя. Считаю важным умение учителя заинтересовать ребенка своим предметом не запугивая и устрашая при этом», - добавляет специалист.
Эксперт считает, что оценка за поведение как раз и является тем средством, которое позволит учителю стимулировать и мотивировать ребенка к нормам и правилам поведения ребенка в школе. Но и эта мера не станет панацеей. По её мнению, нужна комплексная системная работа семьи, учителей и детского коллектива.
Читайте новости Крыма первыми в нашем Telegram-канале