Меню
09:45, 01 октября 2018

Муниципальная реформа в Крыму: местное самоуправление может стать более эффективным

 

Общественная палата Крыма поддержала инициативу красноперекопских депутатов, которые предложили объединить районный центр и окружающие его поселения в единый городской округ. Председатель ОП РК Григорий Иоффе рекомендовал рассмотреть идею объединения и другим муниципальным образованиям.

Разбираемся, что представляет собой реформа местного самоуправления и какую она может принести пользу Крыму. Для этого обратим внимание на опыт других регионов страны.

Муниципальная реформа в России

3 апреля 2017 года президент России Владимир Путин подписал закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно этому закону, региональные власти могут запускать процесс преобразования районов в городские округа.

Реформа местного самоуправления в России предполагает укрупнение муниципальных образований. Нововведение необходимо для оптимизации бюджетных расходов, упрощения и повышения качества управления, а также сокращения количества чиновников.

Изменение системы местного самоуправления направлено на координацию жизни крупных городов и окружающих их поселений. Сокращение чиновников означает, что расходы на их содержание уменьшатся, а сэкономленные средства можно будет направлять на развитие населённых пунктов.

Опыт Московской области

Председатель Общественной палаты городского округа Люберцы Пётр Ульянов рассказал в комментарии Крымскому информационному агентству, что в Московской области имеется опыт преобразования муниципальных районов в городские округа.

«Такая практика существует. Также мы знаем, что есть практика соединения некоторых муниципальных образований между собой в рамках укрупнения. Раньше у нас был Люберецкий район, в состав которого входили пять городских поселений – город Люберцы, посёлки Красково, Малаховка, Томилино и Октябрьский. В нашем конгломерате проживает под 300 тысяч человек на очень компактной территории. При этом у нас существовало фактически шесть администраций и шесть советов депутатов», — рассказал Ульянов.

По его словам, когда начался процесс муниципальной реформы, возникали некоторые спорные вопросы, потому что у ряда территорий был профицитный бюджет, а у других – дефицитный, но в целом жители идею поддержали, потому что реформа означает высвобождение средств, которые расходовались на содержание административного аппарата и представительного органа.

«Теперь у нас действует единый бюджет, единые программы и единые тарифы. Недовольство было чаще от тех людей, кто при этом объединении теряли свои рабочие места, уровень зарплаты. Сейчас переходный период уже завершается, сформированы бюджет и администрация, все насущные вопросы решаются», — сообщил председатель Общественной палаты городского округа Люберцы.

Он отметил, что в муниципальном образовании сократились администрации, но на их месте были образованы территориальные управления, в которые могут обращаться местные жители, чтобы не ехать в Люберцы. По его словам, у чиновников на местах теперь меньше полномочий для принятия различных решений, но возможности, которые касаются решения задач территорий, у них имеются.

«Такая система управления привлекательна для инвесторов, то есть для развития экономики это большой плюс», — добавил Пётр Ульянов.

Он также сказал, что сокращение чиновников в муниципальном образовании действительно произошло.

«Для тех, кого сокращали, это был неприятный момент, но на качестве управления это не отразилось. У нас объединение состоялось в марте 2017 года, а сейчас уже 2018-й заканчивается. За всё это время не было никаких сбоев, всё работает в штатном режиме. Никаких осложнений это сокращение не вызвало», — рассказал председатель Общественной палаты городского округа Люберцы.

Также Пётр Ульянов рассказал, что благодаря сокращению чиновников удалось сэкономить колоссальные деньги.

«Речь идёт о сотнях миллионов рублей. Это только в нашем муниципальном образовании. А в масштабах Московской области таких преобразований у нас было довольно много. Есть огромные территории, где-то ещё ведутся обсуждения. Под каждым преобразованием есть серьёзные экономические обоснования. Кроме того, на всех территориях проходят публичные обсуждения, и только потом советы депутатов принимают решения по реформированию», — сообщил Ульянов.

Он добавил, что муниципальная реформа приводит к более структурированному и упрощённому алгоритму управления, что является большим плюсом для простых жителей.

«Для чиновников это тоже плюс, потому что есть возможность проявить себя», — резюмировал Ульянов.

Реформирование в Оренбуржье

Редактор отдела политики газеты «Оренбуржье» Елена Черных рассказала КИА, что для Оренбуржья вопрос муниципальной реформы оказался не острым и не дискуссионным.

«Во-первых, к этому довольно долго готовились. Во-вторых, у нас в этом действительно была экономическая целесообразность. Оренбургская область очень большая. Много территорий, где количество человек на квадратный километр меньше, чем хотелось бы. Кроме того, муниципальная реформа распределила полномочия так, что удобнее и выгоднее было укрупнить административные центры», — рассказала Елена Черных.

По её словам, абсолютно никаких негативных последствий после реформирования в Оренбургской области не было.

Повышение качества управления

Как рассказал КИА зампредседателя Совмина Крыма Дмитрий Полонский, реформа местного управления в Красноперекопском районе позволит повысить качество управления, а также сэкономить денежные средства, которые смогут использовать муниципалитеты.

«Депутаты Красноперекопска и района созрели уже до того, что нужно что-то менять в системе управления, делать её более эффективной. Думаю, что именно этой эффективностью, не только организационной, но и экономической объясняется подобное решение, связанное с обращением в Общественную палату, и вообще само инициирование процесса проведения на территории республики административно-территориальной реформы», — сказал Полонский.

По его словам, предложения красноперекопских депутатов нужно будет внимательным образом изучить, посоветоваться со всеми органами власти, выслушать мнения экспертов и общественности, и только после такого широкого обсуждения можно будет принимать какие-то решения.

Он добавил, что любое сокращение административного аппарата неизбежно приводит к увеличению свободных денежных средств, которые могут быть использованы муниципалитетами.

«Несмотря на то, что на протяжении последних вот уже практически пяти лет делаются колоссальные вложения республикой и федерацией в развитие Крыма, мы прекрасно понимаем, что ещё есть достаточно большое количество вопросов и задач, которые требуют решения. Это и транспортная система, и дороги, школы, детские сады и прочая социальная инфраструктура. Думаю, что сэкономленные деньги можно будет вложить в развитие этой инфраструктуры и делать то, что нужно людям на местах, а не выплачивать какие-то лишние зарплаты или содержать аппарат», — подчеркнул Дмитрий Полонский.

Он также сказал, что муниципальная реформа предполагает более эффективное расходование бюджета.

«Сокращение административного аппарата и улучшение регулирования, в том числе в бюджетной сфере, позволит тратить деньги быстрее. Очень часто по итогам года у нас образуются остатки денежных средств, которые муниципальное образование, в том числе на уровне поселений, просто не в состоянии потратить, поэтому деньги возвращаются в бюджет. Думаю, что здесь речь будет идти о более эффективном управлении этой системой», — заявил вице-премьер.

По его словам, если решение о преобразовании Красноперекопского района и его центра в городской округ будет принято, и будет создан единый консолидированный бюджет, то его размер будет больше, чем бюджеты отдельных населённых пунктов района.

«Сокращение затрат на администрирование, зарплаты и так далее – всё это даст возможность эти дополнительные средства направлять на развитие и благоустройство муниципалитетов. Надо понимать, что подобные действия, с моей точки зрения, приведут ещё и к увеличению инвестиционной привлекательности этого региона, потому что уменьшится количество административных барьеров. Территория станет общей, и инвестору не надо будет задумываться, как ему одновременно оформлять два пакета документов в каждом муниципалитете на тот же земельный участок. Всё это приведёт к увеличению бюджета», — отметил Полонский.

Отвечая на вопрос корреспондента КИА о том, поможет ли муниципальная реформа устранить дублирование полномочий, когда решением одной и той же проблемы занимаются несколько чиновников, соответственно степень ответственности за решение конкретного вопроса становится размытой, вице-премьер сказал, что речь идёт не столько о дублировании, сколько о способности чиновника решить проблему.

«Когда мы посещаем крупные города и небольшие поселения, то видим, что у людей давно сложилось мнение, по которому для решения какой-то проблемы ей должен заняться либо глава республики, либо Совет министров, либо Госсовет, или, в крайнем случае, власти района. При этом очень мало возлагается надежд на самые «маленькие» власти. Это связано с рядом вопросов – и с профессионализмом, и с кадровым голодом и так далее», — сказал Полонский.

Вице-премьер подчеркнул, что упорядочение и сокращение количества чиновников неизбежно приведут к улучшению работы по решению проблем граждан.

«Также улучшится процесс оказания государственных и муниципальных услуг, сократятся административные барьеры. Поэтому я в этом, конечно же, вижу позитив», — резюмировал Дмитрий Полонский.

Как сообщало КИА, Общественная палата рекомендовала ряду муниципальных образований Крыма провести админреформ.

Красноперекопский район и его центр могут объединиться в единый городской округ >>>

ИА «КИА»

 

 

Загрузить ещё