Певцов: «Критерий искусства – количество света»
Дмитрий Певцов – очень молодо выглядящий накачанный мужчина 53 лет с не вяжущимися к его фигуре грустными и умными глазами. Популярный артист приехал в Крым с группой «КарТуш» дать три представления из двух отделений: в первом моноспектакль, а во втором – стихи и песни. Актёр дал эксклюзивное интервью корреспонденту КИА.
«В кино может сниматься даже Шварцнегер»
— Почему вы начали петь?
— В какой-то момент жизни я захотел петь, потому что мне лет в 18 казалось, что я это умею. А при записи первой песни на студии понял, что выходит у меня плохо, стал учиться и втянулся. И мне это понравилось, сейчас пение стало другим языком моего общения со зрителем, историей, где я могу быть не артистом, а просто человеком.
— Вы с «КарТушем» сосуществуете уже множество лет, дали сотни концертов по всей стране, что вас держит вместе?
— Необходимость (смеётся). Мне нужны музыканты, чтоб играть концерт, а им нужны зрители и концерты. Таких групп как «КарТуш» много, а вместе мы зрелище уникальное.
— Вы сейчас сожалеете о каких-то своих прошлых ролях?
— Ну нет такого, чтоб я приходил домой, заламывал руки… Понимаю, что многого могло бы не быть в моей жизни и творческой биографии, но ведь для чего-то этот опыт был нужен.
— То есть вы бы сейчас ни от какой своей роли не отказались?
— Отказался бы от участия в фильме «Мафия бессмертна» или от фильма «Контракт со смертью».
— На сцене или в работе над ролью вы хотите быть человеком думающим или человеком чувствующим?
— Когда на сцене – я ничего не хочу. Это просто моё призвание. Я выхожу и отдаю то, что мне было дано, обратно.
— В чём для вас самая существенная разница между кино и театром?
— Чудо, счастье и несчастье театра в том, что его нельзя зафиксировать. Ни видео, ни фото не передаёт ту энергию, которая возникает между зрителем и сценой во время спектакля. И каждый раз эта энергия совершено разная. Но при этом спектакль умирает, он остаётся только в сердцах и памяти тех, кто его видел. Кино же — искусство «кусочковое», там всё зависит от режиссёра. Там нет процесса, зрителя, почти нет вот этого дыхания. В кино может сниматься любой мало-мальски киногеничный человек, даже Арнольд Шварцнегер, который отношения к нашей профессии не имеет. А в театре могут работать только профессионалы.
«Фильмы о любви нужно снимать везде»
— В одном из своих интервью вы сказали, что бороться с властью – дурная привычка…
— Сейчас выросло не одно поколение людей, которые жили с диссидентством по отношению к советской власти. Хотя на самом деле такое отношение было всегда, по отношению к любой власти. Эти люди не собой занимались, не со своими страстями, пагубными привычками и грехами боролись, а занимались тем, что выискивали грехи где угодно, в том числе и во власти. Сейчас у нас то же самое происходит, а ведь грехи и пороки нужно искать прежде всего в себе. Кто-то из старцев сказал: «Хочешь побороть мир, сделай лучше себя».
— Вы ярый приверженец политики нашего президента…
— Да!
— … в 2014 году многие деятели культуры подписали письмо в поддержку позиции Путина по поводу возвращения Крыма. Это письмо вам не предлагали подписывать?
— Моей подписи там нет, может, не обратились тогда ко мне. Но я считаю, что историческая справедливость восторжествовала. Я очень рад, что так изящно, так красиво ВВП сделал этот политический шаг – вернул Крым. Это говорит о таланте настоящего политика. Путин действительно занимается своей страной и находится на том месте, где должен быть.
— Крым считается Меккой кинематографистов. Какие фильмы нужно снимать на полуострове?
— В Крыму, Ненецком Автономном округе, Южной Америке нужно снимать фильмы о любви. В них должны быть свет, надежда, добро, радость. Есть такое расхожее мнение, что нет такого критерия, по которому можно судить о произведении искусства, поэтому можно всё. Так вот критерии есть, он в том, сколько светлого получает человек в результате просмотра фильма, спектакля, выставки и так далее.
«Я не люблю артистов»
— Поездка в Крым — отдых или работа?
— Разъезжаю по работе. Хотя в последний раз мы были здесь на съемках фильма «Ангел в сердце». Съемки шли в Ялте и Севастополе, но поскольку я снимался с женой и там снимался мой старший сын, то это было прекрасное время.
— Вы, я знаю, море любите…
— Я плавать люблю. Если можно плыть, я плыву.
— О приобретении недвижимости на полуострове не думали?
— Мне бы долги раздать…
— Дмитрий Певцов и его супруга Ольга Дроздова дома и на работе – везде вместе. Это не тяжело?
— Без неё тяжелее.
— А почему назвали сына Елисей. По святцам?
— По святцам. Других вариантов и не помню.
— Сразу после школы вы на заводе работали фрезеровщиком. Как у вас с ручным трудом, гвоздь забить, обои поклеить дома можете?
— Я что-то делаю по необходимости, но считаю, что каждый должен заниматься своим делом, если, конечно, это не хобби.
— То есть вы никогда не думали уйти в смежные профессии – продюсерство, режиссирование, сценарии?
— Нет. У меня есть студенты и, работая с ними, я ещё раз убеждаюсь, что я не режиссёр, не тот, кто может стопроцентно объективно регулировать поведение актёров на сцене. Я скорее режиссёр-редактор: когда вижу что-то неправильное, у меня возникает талант и я это всё исправляю. А вот что-то самому придумывать – я на это не способен.
— А какими преподаватель Певцов хотел бы видеть своих студентов?
— Я бы их хотел видеть полноценными людьми, не больными профессией, которая рождает, во-первых, огромное количество комплексов, во вторых, цинизм, а в третьих. – эгоцентризм. Актёрство — профессия больных людей в основном. Я не люблю артистов.
«Вера – личное дело каждого»
— Знаю, что вы не так давно пришли к вере и не стесняетесь об этом говорить. Должны ли православные люди миссионерствовать каждый в своей профессии, как это делает, например, католик Мэл Гибсон?
— Никто ничего никому не должен, каждый живёт, как он чувствует. Верующий человек может быть втайне верующим и не заниматься никакой пропагандой, это личное дело каждого.
— Как сочетаются ваша любовь к автогонкам и церковные каноны, ведь ради куража жизнью рисковать духовные старцы не приветствуют?
— Автогонки для меня давно закончились, это во-первых. Во-вторых, это миф, что автогонки – опасный вид спорта: они не опаснее, чем шахматы. В шахматах можно сойти с ума, а здесь ты едешь по всем европейским нормам — в силовом каркасе, в интегрированном шлеме, несгораемом комбинезоне. Противоречий не вижу.
— Если представить себе, что вы оказались на необитаемом острове и можете спасти только две книги, то какая будет вторая, если (я предполагаю) первая – это Евангелие.
— Вторая будет молитвослов.
Дми́трий Анато́льевич Певцо́в, советский и российский актёр театра и кино, певец, педагог. Народный артист РФ, Лауреат Государственной премии РФ. Родился в Москве в семье спортивных тренеров. После окончания ГИТИСа был принят в труппу Театре на Таганке. В 1991 году молодой актёр был приглашён в труппу Московского театра «Ленком», где служит и в настоящее время. В кино дебютировал в 1986 году. На сегодняшний день на счету Дмитрия Певцова несколько десятков ролей в кино и на телевидении. Он снимался в фильмах и телесериалах различных жанров. С 1999 года Дмитрий Певцов занялся песенным жанром — стал записывать песни с различными композиторами, выступать с концертными программами как поющий актёр. С 2010 года стал выступать с концертной программой «Певцов много, Певцов один!» сольно или со стрит-рок-группой «КарТуш» под руководством Андрея Вертузаева. С 2001 года принимал участие в кольцевых автогонках кубка Volkswagen Polo. В 2013 году Дмитрий Певцов и его жена Ольга Дроздова набрали в Институте современного искусства актёрский курс. С тех пор Дмитрий преподаёт и является художественным руководителем на кафедре актёрского мастерства.
Фото — Антон Волк